Рубрики
Галисия (GA) Испания

Катастрофа у берегов Галисии

Авария танкера «Престиж» произошедшая 13 ноября 2002 года у берегов Галисии

Разлив нефти танкера «Престиж» — крупнейшая экологическая катастрофа у берегов Галисии, вызванная крушением нефтяного танкера в 2002 году. В результате разлива нефти были загрязнены тысячи километров береговой линии и более тысячи пляжей на побережье Испании, Франции и Португалии, а также был нанесён значительный ущерб местной рыбной промышленности.

«Престиж» был однокорпусным нефтяным греческим танкером, официально зарегистрированным на Багамах, но принадлежавшим зарегистрированной в Либерии корпорации.

13 ноября 2002 года, когда «Престиж» перевозил 77 000 тонн груза мазута двух разных сортов, один из его двенадцати танков взорвался во время шторма у берегов Галисии на северо-западе Испании. Опасаясь, что судно затонет, капитан обратился за помощью к испанским спасателям, рассчитывая, что судно приведут в порт. Однако давление со стороны местных властей вынудило капитана отвести повреждённое судно от берега и направиться на северо-запад. Сообщается, что после давления со стороны французского правительства судно снова было вынуждено изменить курс и направиться на юг, в португальские воды, чтобы не подвергать опасности южное побережье Франции. Опасаясь за свой берег, португальские власти незамедлительно приказали своему флоту перехватить неисправное судно и не дать ему приблизиться.

Поскольку правительства Франции, Испании и Португалии отказались разрешить судну пришвартоваться в их портах, целостность однокорпусного нефтяного танкера быстро ухудшалась, и вскоре шторм дал о себе знать: было сообщено, что 12-ти метровая секция правого борта оторвалась, выпустив значительное количество нефти.

Примерно в 8:00 утра 19 ноября танкер раскололся пополам и затонул в тот же день, выпустив в море более 76 000 м3 мазута. Сообщалось, что в то время нефтяной танкер находился примерно в 250 километрах от побережья Испании и нефтяное пятно уже достигло побережья. Греческий капитан танкера Апостолос Мангурас был взят под стражу по обвинению в отказе сотрудничать с спасательными командами и нанесении ущерба окружающей среде.

После затопления из затонувшего судна продолжал вытекать мазут. Он вытекала примерно по 125 тонн в день, загрязняя морское дно и береговую линию, особенно на территории Галисии. Сильное загрязнение побережья вынудило правительство региона приостановить добычу рыбы на шесть месяцев.

21 ноября 2002 года была создана Платформа Nunca Mais в качестве реакции граждан на экологическую катастрофу и государственное управление. Nunca Mais была сформирована более чем 200 группами: группами моряков, культурными, экологическими и политическими ассоциациями, профсоюзными деятелями, соседями, продавцами рыбы… Эта платформа была создана для того, чтобы избежать будущих экологических катастроф, возместить ущерб и потребовать политической ответственности на региональном, национальном и европейском уровнях. Эти группы и организации взяли на себя управление кризисной ситуацией на всём протяжении Галисийского побережья. Самым ярким примером коллективных действий стало участие тысяч людей, которые добровольно вызвались убирать побережье вручную (то есть с помощью самых простых и неподходящих инструментов и без надлежащих средств защиты) и не получили ни организационной, ни финансовой поддержки.

Общественное давление и протесты при поддержке СМИ не только заставили правительство заинтересоваться организацией волонтёров (хотя и спустя 3 месяца), но и утвердить план экстренных мер по созданию новой инфраструктуры. Кроме того, большинство рыбаков в этих районах получали государственную субсидию. Обе меры частично помогли подавить протесты, что подтвердили местные выборы, проведённые вскоре после этого. В то время как в большинстве городов Галисии (где правящая партия потеряла политический контроль над всеми советами, за одним исключением) произошла сильная политическая реакция, в пострадавших сельских районах, где все советы сохранились, такой реакции не было.

Одним из юридических последствий катастрофы стал арест капитана «Престижа» Мангураса, который изначально обратился за помощью в испанский порт. Испания отказала и уголовные обвинения против капитана Мангураса включали его отказ немедленно выполнить требование Испании перезапустить двигатели танкера и выйти в открытое море. Эксперты так и не пришли к единому мнению: лучше было бы привести корабль в порт и окружить его бонами, чтобы сдержать утечку мазута, либо отправить его обратно в дальше в море.

В ноябре 2013 года трое судей Верховного суда пришли к выводу, что установить уголовную ответственность невозможно, и капитан Апостолос Мангурас, главный инженер Николаос Аргиропулос и бывший глава торгового флота Испании Хосе Луис Лопес были признаны невиновными в преступлениях против окружающей среды. Однако капитана обвинили в неподчинении государственным органам, которые хотели, чтобы танкер находился как можно дальше от побережья. По мнению суда, это решение было правильным, и Мангурас, которому на тот момент было 78 лет, был признан виновным в неповиновении и приговорён к девяти месяцам лишения свободы условно. Правительство Испании решило подать апелляцию на решение об освобождении капитана от гражданской ответственности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.