Восточную Панаму, северо-запад Эквадора и джунгли тихоокеанского побережья Колумбии объединяет то, что в их непроходимых тропических лесах проживает большая группа индейцев эмбера численностью более 68 тысяч человек. До появления в Южной Америке испанских завоевателей эмбера населяли верховья рек Атрато и Сан-Хуан, то есть территорию современного колумбийского департамента Чоко. Конфликты к колонизаторами привели к тому, что индейцы были вынуждены оставить родные места и небольшими группами рассеяться по прибрежной равнине и уйти в горы Дарьена, и, возможно, это позволило им сохраниться.
В Дарьене эмбера столкнулись с этническими куна, а затем – с дарьенитами, потомками беглых африканских рабов. Как правило, народы занимали разные районы, и если дарьениты жили в верховьях рек, то эмбера населяли их низовья. С обретением Колумбией независимости многие вернулись назад в Чоко и другие регионы, а остальные продолжали жить в Панаме. Сейчас исследователи в состав группы включают индейцев катио, чами и сиапидаара. Последние – эмбера Эквадора из провинции Эсмеральдас, их насчитывается всего около 250 человек. Говорят они все на родственных диалектах лингвистической семьи чоко.
Этнографические отчёты колониальный историков показывают, что эмбера имели эгалитарную структуру, то есть, семьи с равноправием полов, без формальных вождей, лидеров и советов старейшин. Общины формировались из групп родственников как по мужской, так и по женской линии, – ядро родственников называется чапакус. С ростом населения и ограничением ресурсов часть группы отделялась от общины и создавала собственное поселение. Уважением среди людей пользовались шаманы, не наделяемые политическими или административными полномочиями. Они отличались лишь большей образованностью, знаниями о лекарственных и галлюциногенных растениях и умением проводить церемонии и ритуалы.
Хайбана – ненаследственные шаманы, которые перенимают знания у своих опытных учителей и наставников. С их помощью эмбера вступают в связь с многоуровневым миром духов, называемым хай. Для этого хайбана исполняет длинные песни без музыкального сопровождения, а ритуальные танцы играют второстепенную роль. Общению с духами помогает и магический напиток пильде. Шаманы также отвечают за нательные рисунки членов общины, наносимые генипой американской, и лечат духовные болезни, насланные потусторонними сущностями, и естественные, которые лечатся растениями. Третий вид заболеваний – болезни белых, они поддаются только западной медицине.
Живут эмбера в общинах из пяти или более домов, расположенных вдоль рек на возвышениях. Обычно выбирают глинистые берега. Расстояние между ближайшими общинами – 10-15 км. Вокруг деревни расчищают пространство от дикорастущих деревьев, заменяя их бананами, так как это очень важная культура для эмбера – выручку от продажи бананов тратят на моторы для лодок, противомоскитные сетки и прочие нужды. Жилища возводят на столбах, защищающих от сезонного разлива рек, без стен, но с высокими пальмовыми крышами. Гамаки, корзины, луки со стрелами и прочие предметы быта в таких домах подвешиваются к опорным столбам и балкам. Пол делают из распиленных вдоль пальмовых брёвен, кухню – на глиняной платформе, на которой разводят огонь, а сверху на штативе из крепких палок подвешивают котелки. Входом в дом служит лестница или толстое бревно с выемками для ног.
Рядом с деревней выращивают рис, кукурузу, сахарный тростник, маниок, фасоль. Из фруктов предпочитают ананасы, персиковую пальму, авокадо, борохо и цитрусовые. Одним из наиболее ценимых в кулинарии эмбера блюд является бодичи (bodichi) – рисовое изделие, завёрнутое в лист калатеи, к которому добавляют мясо, рыбу и растительные компоненты. Кроме сельского хозяйства, представители этнической группы занимаются изготовлением каноэ, охотой, рыбалкой, производством керамической и плетёной посуды. Большое значение придают плетению женских ожерелий – их называют окама. Они имеют сложные геометрические узоры, структура которых указывает на место женщины в обществе. Делают окаму в течение 10-15 дней из твёрдых семян дикорастущих растений, монет и стеклянных бусин.
Мужчины эмбера стригут волосы коротко, а женщины обычно оставляют их длинными и не убирают в причёски. Из-за жаркого климата одежда практически не используется. Если мужчины не планируют поездки в крупные населённые пункты, то обходятся набедренной повязкой и перекрещивающимися на груди ожерельями. Женщины также оставляют грудь свободной, а бёдра обматывают куском яркой пёстрой ткани, что выглядит как юбка. В других условиях для них вполне естественно пользоваться нижним бельём, платьями, шортами и футболками.